В последние годы все больше людей предпочитают променять офисные будни на жизнь «цифрового кочевника». Они работают удаленно или управляют своим интернет-бизнесом, а в свободное время путешествуют по миру, редко задерживаясь где-то дольше чем на месяц. «Лента.ру» поговорила с тремя цифровыми кочевниками об их буднях, заработках и философии свободного образа жизни.
«Я просто мало трачу»
«Первый бизнес у меня появился еще в 15 лет. Как ни странно, это было небольшое книжное издательство. Ну и интернет-магазин для продажи книг», — рассказывает 22-летний литовец Джейкоб Лаукайтис. Его считают одним из самых популярных в мире «цифровых кочевников» — интернет-предпринимателей, решивших отказаться от стандартной офисной жизни ради путешествий и познания себя.
Впрочем, сам Джейкоб приводит в пример куда более известных персон. Например, Павла Дурова, который вынужден переезжать с места на место из соображений безопасности. «Я же просто не люблю сидеть в офисе», — смеется литовец.
Свой первый бизнес он открыл с помощью одного американца, которому пришла в голову идея издавать в Литве разные западные книги. Под это дело Джейкоб создал и одноименный сайт. Спустя пару лет партнеры продали бизнес, и на руках у юного литовца оказалось более 10 тысяч евро.
Он вложил их в собственную компанию по продвижению различных сайтов, но решил не снимать для нее офис. Вместо этого он нашел работников по сети и пообещал им процент от сделки с каждым клиентом. «Некоторых своих сотрудников я ни разу не видел лично, но это не мешает им эффективно работать. Поэтому такой вариант меня устраивает», — отмечает бизнесмен.
Компания приносила ему 2-3 тысячи евро в месяц и не требовала постоянного сидения в офисе, что в принципе устраивало Джейкоба. С другой стороны, прожить на эти деньги в Литве было не так просто, так что он постоянно искал возможности урезать расходы. «И однажды меня осенило — в мире же есть куча стран, где жизнь в разы дешевле, чем в Европе. Поэтому я собрал вещи и отправился путешествовать», — вспоминает литовец.
С тех пор прошло уже два года, а Джейкоб не собирается отказываться от кочевого образа жизни. За это время он объездил более 40 стран и, по собственным признаниям, влюбился в Азию. Занимался серфингом на Бали, катался на слонах в Таиланде и гонял на джипах по заповедным джунглям Мьянмы. Зимовал на Хайнане и в Сингапуре. Поражался доброте и отзывчивости людей в Северной Корее и величию монастырей Тибета. И все это время не прекращал работать.
«Для управления своей компанией мне нужны только ноутбук и Wi-Fi, так что я могу работать где угодно, хоть лежа на пляже. Но не надо думать, что я лентяй. Иногда приходится сидеть за компьютером целый день», — признается литовец. По его словам, секрет успеха интернет-бизнеса в выборе «несексуальных» направлений. «Все хотят создать новый Google или Facebook, потому что это так сексуально. Но на самом деле нужно делать скучные и рутинные вещи вроде продвижения сайтов в поисковой выдаче или продажи рекламы. Это то, что всегда будет востребовано», — полагает Джейкоб.
Больше года назад он и еще двое IT-бизнесменов запустили собственный купонный сервис ChameleonJohn. Джейкоб вложил в него средства, сэкономленные во время жизни в Азии. Простая схема с размещением информации о групповых скидках и распродажах принесла им уже более миллиона долларов.
Литовец признается, что много экономит, ведь ежемесячно тратит на жизнь не более тысячи евро. «Я летаю дешевыми местными авиалиниями и редко бронирую жилье, предпочитая искать его прямо на месте. Больше всего потратил в Северной Корее — почти две тысячи евро. Да и то большинство пришлось на международные звонки, ведь там вообще нет интернета», — со смехом вспоминает он.